Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Национальность как форма культуры. – Реферат: ФК Семья-Национальность: Кузнецов В.А. История государства Российского 9-20 веков в схемах и таблицах. Учебно-методическое пособие. – Москва: ФИРО,2006

(c. 284).
Согласно Г.Б. Старушенко из Большой Советской Энциклопедии, национальный вопрос – это совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, , национальными группами и народностями в различных общественно-экономических формациях. В эксплуататорском обществе национальный вопрос возникает в ходе борьбы наций и народов за национальное освобождение и максимально благоприятные условия их социального развития.
Угнетение и эксплуатация одних народов другими и освободительная борьба начались при рабовладельческом строе и продолжались в эпоху феодализма. В полной мере национальный вопрос возник в период уничтожения феодализма и утверждения капитализма, когда происходило становление наций, и продолжает существовать и в современную эпоху, проявляясь в ходе борьбы против национального порабощения и во внутригосударственных отношениях наций и народов. Идеологи буржуазии, которая возглавляла национально-освободительное движения в Европе и американских колониях в 16—19 вв., считали основой решения национального вопроса «принцип национальности» («право нации»), согласно которому необходимо создание при любых обстоятельствах «своего» национального государства: «одна нация — одно государство» (итальянец Манчини, бельгиец Лоран, русские А. Градовский и Н. Данилевский и др.). В «принципе национальности» абсолютизировался национальный момент; к тому же этот принцип распространялся только на «цивилизованные» народы. В период буржуазных революций и становления национальных буржуазных государств «принцип национальности» сыграл положительную роль в борьбе против остатков феодальной раздробленности и национального гнёта.
Национальные отношения носят конкретно-исторический характер и определяются общественным и государственным строем, соотношением классовых сил внутри страны и на международной арене, национальной политикой господствующих классов. При этом на различных исторических этапах могут выдвигаться на первый план разные стороны национального вопроса (борьба за политическую или экономическую независимость, проблемы культуры, языка и др.). Вскрыв социальную сущность национального движения, Маркс и Энгельс подчёркивали, что интересы пролетариата требуют освобождения угнетённых наций и народов. На первый 1091 план Маркс и Энгельс выдвинули принцип интернационализма. Им принадлежит знаменитая формула: «Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы» (Энгельс Ф., там же, т. 18, с. 509). Маркс и
ЗАДАНИЕ: Внимательно прочтите приведенный текст и постарайтесь ответить на очень актуальный сегодня национальный вопрос: Как должны вести себя люди русской национальности. Оказавшиеся – в силу конкретных исторических условий – жителями (гражданами) других стран с преобладающим населением иной национальности? Варианты ответа:
1.Вернуться в Россию и стать её гражданами. 2.Взять кусок территории другой страны и вместе с ним вернуться в Россию? 3. Какой-то ваш вариант.
0 коммент.:
Отправить комментарий